Высокие темпы коллективизации, развитие отечественного сельскохозяйственного машиностроения, создание широкой сети машинно-тракторных станций (МТС), укрупнение производства вызвали острую потребность в сельскохозяйственных кадрах.
Для страны 1929 г. стал первым годом поставки техники в деревню.
В 1930 г. развернулось создание МТС.
Сельскохозяйственная техника, приток которой с каждым годом увеличивался, нуждалась в технически грамотной эксплуатации и квалифицированном уходе.
В конце 1920-х - начале 1930-х гг. проблемы обеспечения сельского хозяйства производственно-техническими кадрами занимали одно из ведущих мест.
В решениях V съезда Советов СССР (20-28 мая 1929 г.) отмечалось, чтобы «успешно и в срок разрешить новые задачи, стоящие перед сельским хозяйством, необходимо увеличить, по крайней мере, в три раза количество сельскохозяйственных специалистов».
Приумножить количество выпускаемых квалифицированных специалистов было решено через краткосрочные курсы, ускоренные выпуски профтехшкол, техникумов, школ механизации.
В Байкальском регионе школы механизации сельского хозяйства, как и по всей стране, организовывались в 1930-е гг.
В 1934 г. в Иркутской области была организована Заларинская школа механизации сельского хозяйства.
Для ее строительства в маленький районный посёлок Залари перевезли из деревни деревянный барак, который установили недалеко от вокзала.Это строение и стало базой школы механизации.
По стране шло развитие сельского хозяйства. Нужны были грамотные работники. Требовались дополнительные места для занятий.
В 1936 году было построено двухэтажное деревянное здание. В нём расположились учебные кабинеты, спальные комнаты и кухня.
Усадьба школы располагалась рядом с усадьбой Заларинской МТС и Заларинскиммоторо-ремонтным заводом, благодаря чему школа установила контакты со своими выпускниками, работавшими в этой МТС.
Основные специальности в школе – комбайнеры, трактористы гусеничных тракторов, прицепщики, учетчики.
После изучения предметов, предусмотренных учебным планом, назначались выпускные испытания, которые проводились непосредственно у машин.
Срок подготовки в школе механизации сельского хозяйства по специальностям был различный: от 18 месяцев до 12 часов. Так, механики МТС обучались 18 месяцев, соответственно бригадиры - 5, комбайнеры - 6, шоферы - 5, трактористы гусеничных тракторов - 2, трактористы-универсалы - 5, ремонтные кадры (разные) - 6, помощники комбайнера - 2, сельхозученики - 12 часов.
В 1942 году школа переименована в Школу механизации № 5. Специальности: комбайнер, тракторист, прицепщик, учетчик, бульдозерист 1,2,10- месячные курсы, далее 2-х годичные курсы механизаторов.
Материально-техническая база была небольшой. Из техники один трактор, один прицепной зерноуборочный комбайн, один автомобиль ГАЗ-АА грузоподъемностью 1,5 тонны («полуторка»). Не было бумаги для записей, не хватало учебников. Так, например, учебник Розанова «Трактор СТЗ-НАТИ» требовался в количестве 130 штук, а в наличии было всего 20, учебника «Эксплуатация машинотракторного парка» Свиризевского требовалось 60 экз., а имелось 4, было необходимо 120 учебников Портнова «Комбайн», а имелось 12 и т.д. В 1944-1945 учебном году технической литературы школа не получала. Учащиеся занимались при керосиновых лампах, классы отапливались железными печами, жили на квартирах, так как общежитий и столовой не было.
Во время войны учились в основном девушки и молодые женщины, учащихся-мужчин почти не было, поэтому формировались женские тракторные бригады. Женщины - передовики производства являлись живым примеромдля курсантов. Так, выпускница школы 1943 г. комбайнерка Гордина держала первенство в МТС и на 30 сентября 1945 г. на своем комбайне «Коммунар» убрала 340 га. Бригада выпускника школы 1945 г. Журова заняла третье место в МТС.
В первые годы после Великой Отечественной войны кадры механизаторов значительно пополнились за счет демобилизованных, не менее 10% которых стали работать в МТС. Несмотря на трудности послевоенного времени происходило расширение контингента кадров механизаторов, повышался и уровень их квалификации.
Необеспеченность МТС постоянными и квалифицированными механизаторскими кадрами являлась одной из основных причин неудовлетворительного использования техники. Сложная модернизированная техника находилась в руках сезонных рабочих, которых выделяли колхозы на время полевых работ, что способствовало снижению квалификации кадров и уменьшало производительность использования техники.
В 1953 г. было принято решение перевести основных работников тракторных бригад в штат постоянных рабочих МТС, создать в МТС постоянные квалифицированные механизаторские кадры. Трактористы и другие основные механизаторские кадры становились постоянными рабочими МТС.
После решений сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС, определившего программу крутого подъема всех отраслей сельскохозяйственного производства, подготовка механизаторских и других квалифицированных кадров для сельского хозяйства была поручена системе трудовых резервов СССР.
В 1953 г. ранее существовавшие школы механизации сельского хозяйства, подчинявшиеся местным земельным органам, были реорганизованы в училища механизации сельского хозяйства со сроком обучения от 6 месяцев до одного года.
В 1953 годунаша школа получила статус Сельского профессионального училища № 5. Училища механизации сельского хозяйства готовили трактористов и машинистов широкого профиля с квалификацией слесаря для работы на дизельных тракторах, комбайнах и сложных сельскохозяйственных машинах; в них осуществлялась годичная переподготовка бригадиров тракторных бригад и их помощников.
Строительство
фермы на учебном
хозяйстве
в 1950-ые годы.
Строительство
фермы на
территории училища.
Начало 1960-х годов.
Строительство
котельной.
Конец 1960-х годов
В конце 50-х, начале 60-х годах в училище началось активное строительство, стали появляться новые учебные корпуса, общежития, гаражи, прачечная, ферма и другие сооружения. В основном строили всё своими силами на субботниках и воскресниках.В этот же период были построены 10 домов для работников,преподавателей и специалистов. В декабре 1958 г. государственныетрудовые резервы были преобразованы в Государственную систему профессионально-технического образования.
И в 1966 году Сельское профессиональное училище № 5п.Заларистало именоваться как Среднее сельское профессионально-техническое училище № 5. Повысился образовательный уровень педагогов и мастеров, постоянно обновлялся машинотракторный парк.
В 1969 году состоялся первый выпуск учащихся со средним образованием по профессиям: мастер сельского хозяйства, тракторист – машинист широкого профиля.
Семидесятые - восьмидесятые годы стали периодом расцвета и активного развития нашего образовательного учреждения. В 1985 году был построен учебно-производственный корпус, где расположились спортзал, столовая, актовый зал, помещения для занятий кружков.
В 1990 году училище переименовано в Сельское профессиональное – техническое училище № 50.
В 1993 году училищу присвоен статус Федерального государственного образовательного учреждения НПО Профессиональное училище №50
В 2005 году училище переименовано в Областное государственное образовательное учреждение НПО ПУ №50.
В 2012 году в наименование Профессионального училища внесены изменения: Областное государственное автономное образовательное учреждение НПО ПУ №50.
В связи с вступлением с силу с сентября 2013 года нового Закона об образовании (Федеральный Закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») произошла очередная реорганизация и повышение статуса нашего учебного заведения.
С 1 июня 2014 года Областное государственное автономное образовательное учреждение НПО ПУ №50 реорганизовано в Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Заларинский агропромышленный техникум».