Открытый урок по химии
30 октября 2015г. в ГАПОУ ИО «ЗАПТ» от комиссии общеобразовательных дисциплин, преподаватель химии, биологии Куль Татьяна Николаевна провела открытый урок по ОУД.09 в 75 группе по профессии «Повар, кондитер», естественнонаучного профиля.
На тему «Изомерия и номенклатура алкенов». Урок проведен по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»(РКМЧП).
Ценность технологии в том, что она учит слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает студентов к действию, поэтому работают все.
Студенты, мыслящие критически, вовлечённые в активный процесс систематической работы, думающие о своих знаниях, способны утвердить и правильно осознать себя в окружающем их мире.
В основе технологии РКМЧП лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление – рефлексия».
Форма урока: Портфель знаний.Форма организации учебной деятельности студентов: групповая работа.
Межпредметная связь; русский язык.
Внутрипредметная связь: Тема: «Изомерия органических веществ и ее виды», «Основы номенклатуры органических веществ», «Гомологический ряд и изомерия алканов».
Методы обучения: метод критического мышления, метод сотрудничества, проблемный метод, метод рефлексии.
Современные образовательные технологии применяемые на уроке: РКМЧП, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
Методическая цель открытого урока: показать применение отдельных методических приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в рамках открытого урока по заявленной теме.
Методические приемы: «Кластер», «Знаю -Хочу знать -Узнал», «Продвинутая лекция» «Рефлексия», «Телеграмма».
Средства обучения: Учебник: Габриелян О.С. Химия: учебник для студ. СПО,2014 г.
1. Наглядные пособия: Таблица «Строение молекулы этилена. Цис-, транс- Изомерия»,
2. Раздаточный материал: Лист самоанализа учебной деятельности студентов, комплект для построения шаростержневых моделей молекул, Таблица 1. «Гомологический ряд алкенов», листы «Алгоритм. Номенклатура алкенов», Таблица 3. «Строение молекулы этилена. Цис-, транс- Изомерия», листы с практическим заданием, листы с домашним заданием (Приложение 1).
3. Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор.
4. Информационные ресурсы:
Электронный учебник для средней школы.Под редакцией Г.И. Дерябиной, А.В. Соловова. Органическая химия.
Для создания благоприятного психологического климата урок начался с рассказа преподавателя сказки «Как этилен нашел свою семью».Рассказ Татьяны Николаевны плавно перешел в Девиз урока: «Знание – сила!», постановку темы и учебной цели.
На стадии «Вызова» применялся прием«ЗХУ» - извлечение ранее изученного материала из памяти. Студентам выданы листы для самоанализа учебной деятельности, в которых имеется три графы «Мы знаем», «Хотим узнать», «Что узнали». В течение 5 минут каждая группа заполнит первую графу «Мы знаем», отвечая на вопросы задания № 1-7.
Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока. На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Мы знаем», студенты составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность студенты определяют уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы «Хотим узнать», - это определение того, что студенты хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» студенты строят новые представления на основании имеющихся знаний. Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После выполнения практического задания студенты заполняют третью графу таблицы «Мы узнали».
На стадии «Осмысление» при возникновении проблемы в вопросах №5,6,7, студенты читают абзац на странице учебника и составляют кластер «Изомерия алкенов». Затем кластер записывается на доске. Этот прием называется «Кластер». Далее урок продолжился с приема «Продвинутая лекция».
Лекция преподавателя с активным привлечением студентов.Преподаватель видоизменяет традиционную форму лекции, чтобы стимулировать студентов к активному слушанию и критическому мышлению.
В ходе объяснения материала по теме «Изомерия и номенклатура алкенов» преподаватель обращает внимание студентов на известные уже понятия «Гомологи», «Изомеры», и знания по теме «Алкены - определение, строение, физические свойства, гомологи этилена».
Данный урок является очередным в системе уроков по теме «Алкены» является уроком, на котором закрепляются умения в составлении структурных формул изомеров, отрабатывается навыки в составлении названий органических соединений ИЮПАК. После лекции Куль Т.Н. провела Физкультминутку, которая очень понравилась студентам. Для закрепления ЗУН Татьяна Николаевна применила прием «Совместный поиск». Работа по закреплению проходила также в группах по заданиям. Используя алгоритм, студенты называли алкены и составляли структурные формулы по названиям, собирали шаростержневые модели молекул. Каждая группа работает сначала в команде, а затем результат выполненного задания записывали на доске и демонстрировался остальным группам.
Урок прошел интересно, 75 группа работала на протяжении всего урока активно, показала хорошие результаты по итогам урока. Свою оценку урока, они выразили на стадии «Рефлексия», через прием «Телеграмма», публично огласив тексты телеграмм – Что понравилось на уроке, чтобы они изменили, какая группа понравилась, пожелания другим группам. В конце урока Куль Т.Н. подвела итог урока, дала оценку деятельности студентов.
Куль Татьяна Николаевна продемонстрировала высокие знания методики преподавания и знание своего предмета, показала межпредметную связь химии с русским языком, использовала в течение всего урока технические средства обучения. Поставленные цели урока реализованы.
Опыт работы Куль Т.Н. по данной технологии заслуживает внимания, высокой оценки и внедрения в практику работы преподавателей техникума.
Автор: Председатель МК общеобразовательных предметов Патрушева И.Н.